Радомишль - новини

Владимир ШУНЕВИЧ: НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА

Владимир ШУНЕВИЧ: НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА

«ПАРТИЗАНСКОГО КОМАНДИРА ИВАНА ХИТРИЧЕНКО ПОСЛЕ ВОЙНЫ УПРЯТАЛ ЗА РЕШЕТКУ КОМИССАР, КОТОРЫЙ ПОБОЯЛСЯ ИДТИ В КИЕВСКОЕ ПОДПОЛЬЕ, НО ТРЕБОВАЛ НАГРАД… »

Накануне Дня партизанской славы представители общественности открыли мемориальную доску на могиле забытого властью народного героя — нашего земляка

Весной 1943 года пришедший со своим партизанским соединением под Киев Сидор Ковпак увидел, как храбро дерется отряд местных народных мстителей под командованием Ивана Хитриченко, бывшего начальника 10-го отделения милиции, активного участника обороны Киева. Перед уходом в Карпатский рейд Сидор Артемович, как член ЦК Компартии Украины и уполномоченный Украинского штаба партизанского движения, поручил Ивану Александровичу собрать в одно соединение все отряды, действующие на территории Киевской и Житомирской областей, и не давать покоя врагу на подступах к столице Украины, добывать разведывательную информацию о численности вражеских войск и системе укреплений на Днепре.

«Расстрелянный трус оказался родственником Лаврентия Берии”

– Хитриченко задание выполнил, был представлен к званию Героя Советского Союза, – рассказал на митинге, посвященном открытию мемориальной доски на могиле партизана на столичном Быковнянском кладбище, исполняющий обязанности председателя Комиссии по делам бывших партизан и подпольщиков при Верховной Раде Украины полковник в отставке Дмитрий Кравчук. — Ивана Александровича прочили в заместители наркома внутренних дел Украины. Но вскоре после освобождения герой оказался в тюрьме, отсидел 10 лет. В 50-е годы был реабилитирован, написал книгу воспоминаний. Увы, до ее выхода в свет так и не дожил. Его ратные заслуги власть забыла.

Уже много лет посетители этого кладбища, проходящие мимо скромной могилы возле входа, думают, что покоится в ней обычный рядовой гражданин, а не человек, судьба которого напоминает сюжеты бестселлеров и кинобоевиков. Поэтому соратники народного мстителя, считающие, что на примере жизни и борьбы этого человека можно и надо воспитывать современных патриотов Украины, решили поведать о нем потомкам хотя бы короткой надписью на мемориальной доске: «В роки Другої світової війни Іван Хитриченко командував Київським партизанським з”єднанням, до якого входили 22 загони Київщини і Житомирщини. Слава Герою!»

Путь героя оказался тернистым. До войны, в годы сталинских репрессий, Хитриченко, арестованный по доносу не выдержавшего пыток партийного секретаря, сидел в Каменец-Подольской тюрьме НКВД, располагавшейся в знаменитой старой крепости. Его камерой оказалась башня, в которой в позапрошлом веке держали народного героя Устима Кармелюка. В сорок первом пережил горечь окружения, ужасы плена, сообщение о гибели жены и дочери, постоянный риск быть разоблаченным в дни работы в подполье и службы в немецкой полиции.

На войне, кроме героев, хватало и подлецов. Однажды изнуренный боями партизанский отряд остановился на отдых в селе. Выставив, как положено, дозоры, уставшие бойцы и командиры уснули. К селу подходили каратели. Увидев их, один из дозорных не поднял тревогу, а вскочил на телегу и сбежал. Застигнутые врасплох партизаны приняли бой, но понесли потери. Когда труса поймали, Хитриченко приказал его расстрелять. Потом оказалось, что тот был дальним родственником самого шефа НКВД Лаврентия Берии.

В июне 1943 года с Большой земли к партизанам прилетел уполномоченный ЦК КП(б)У Ч. У него была задача идти в Киев и восстанавливать работу погибшего подполья. Мужичок испугался и решил остаться в соединении Ковпака. Но Сидор Артемович, человек принципиальный, дал ему десятерых автоматчиков и отправил к Хитриченко, разведчики которого ходили в Киев. В соседнюю Киевскую область этот уполномоченный шел целых три месяца – отсиживался в лесных селах, и прибыл к Хитриченко аж в конце лета, после того как Иван Александрович с боем взял город Радомышль и провел несколько других успешных боевых операций.

“Дважды Герой Советского Союза Алексей Федоров несколько раз выбрасывал в окно рукопись книги Хитриченко”

– У представителя ЦК была своя радиостанция, – рассказывает бывший партизан соединения Хитриченко полковник в отставке Василий Гомон. — Пришелец стучал поклепы на Хитриченко. Что якобы среди партизан не ведется партийно-политическая работа и добился, чтобы его назначили комиссаром соединения. Сам не провел ни одной боевой операции. Но после того, как осенью 1943 года партизаны взяли райцентр Новошепеличи, навели и несколько дней удерживали переправу через Припять для войск 13-й армии, что ускорило освобождение Киева, этот Ч. потребовал, чтобы Хитриченко представил его к …ордену Ленина – высшей государственной награде. Тот отрезал: имей совесть! В ответ Ч. продолжил обливать командира грязью.

В НКВД от Хитриченко потребовали написать клевету на Ковпака. Он отказался. За это и прочие «грехи» Ивана Александровича посадили. Бывший комиссар Ч., после войны ставший партийным работником, подтасовал, переделал в свою пользу архивный отчет о боевой деятельности соединения, носившего к тому же имя Никиты Хрущева, имя которого при Брежневе даже упоминать партийные органы «не рекомендовали». Так на долгие годы из истории выпало одно из крупнейших на оккупированной территории СССР партизанских соединений.

Впоследствии усилиями члена Политбюро ЦК Компартии Украины, председателя Верховного Совета УССР Ивана Грушецкого, ответственного работника Киевского обкома партии, бывшего партизана Федора Лещенко и других неравнодушных людей справедливость была восстановлена.

Но даже после реабилитации Хитриченко другой партизанский командир, дважды Герой Советского Союза Алексей Федоров, который, кроме себя любимого, никого другого партизанами не признавал, обзывал Ивана Александровича полицаем, за то, что тому по заданию подполья некоторое время действительно пришлось служить в Киеве в железнодорожной полиции. Когда Федоров возглавил Комиссию по делам бывших партизан и подпольщиков при Верховном Совете Украины, рецензировавшей рукописи книг о народных мстителях, он несколько раз выбрасывал в окно на Лютеранскую воспоминания Хитриченко. Известный историк, академик, Герой Украины Петр Тронько называл партизана мучеником.

Несколько лет назад ветеранские организации и органы власти, в том числе мэрия Киева, представили Ивана Хитриченко к званию Героя Украины посмертно. Увы, документы застряли где-то в бюрократических кабинетах. Об этом с горечью говорили на митинге также заместитель директора Центра творчества детей и юношества Святошинского района столицы Людмила Демьяненко и председатель профкома этого учреждения Светлана Пустильник, директор музея «Партизанская слава» Высшего коммерческого училища Киевского национального торгово-экономического университета Наталия Александренко, земляки Героя – специалист по охране памятников истории и культуры Радомышльськой районной администрации Житомирской области Владимир Науменко и председатель совета ветеранов Полина Канюка, другие представители общественности. По их мнению, Иван Хитриченко заслуживает, чтобы его именем были названы улицы не только на его родине, но и в областном центре Житомире, и в столице.

Владимир ШУНЕВИЧ